Небесный город-БН_форум_описание серий
Главная
Архив по фандомам
Обсудить на форуме

Дядя Ваня

по пьесе А.П.Чехова
Театр: Малый драматический театр – Театр Европы (Санкт-Петербург)
Премьера: апрель 2003
Режиссер: Лев Додин.

Человек в футляре
26.05.2004

Хочу поблагодарить Себастьяна за наводку на «Дядю Ваню» в питерском Малом Драматическом. 19-го приобщилась…

Посмотреть это – очень стоит. После «Вишнёвого сада» в том же Малом Драме это первый случай, когда мне по настоящему были интересны интерпретации чеховских характеров… ( К сожалению, «Пьеса без названия» в МДТ - куда слабее, а «Чайка» и вовсе – неудача…)

Вся режиссура сосредоточена на тонких связях между всеми действующими лицами –разговоры глазами, руками, и даже спинами между всеми в любой момент присутствующими на сцене – увлекательнейшая вещь для наблюдения. Интонационное прочтение привычных чеховских перлов настолько свежо, что пробивает на звонкий смех эстетского удовольствия, не имеющего ничего общего со вниманием к напрягам между персонажами – идёт двойной счёт зрительских «конфеток» – рек любви, льющихся от актёров (первый раз фраза из «Чайки» «И сколько любви…» обрела на сцене зримое выражение), и свежести режиссёрской интерпретации персонажей. Сложность и тонкость рисунка взаимоотношений наверняка приводит к страшной неровности исполнения от спектакля к спектаклю. Но там так много находок, что наверняка каждый зритель найдёт себе повод для того, чтобы остаться довольным в любой из «прокатов». Я, например, осталась в недоумении от исполнения роли дяди Вани мною весьма уважаемым Курышевым. Ну «не пошлО» у него в этот вечер, хоть режь… Но Раппопорт (Елена), Завьялов (Вафля), Щуко (Марья Васильевна), Иванов (профессор), Семак (Астров) сделали спектакль незабываемым. Однако царила – Ксения Раппопорт. Такая Елена действительно – чаровница. Живая, льющая свет душа, никакого жеманства, глазовращательности, никакой традиционной для исполнения Елены чопорности. Себастьян уже говорила о редком любовном дуэте Астров-Елена ( сделано это во всех смыслах – восторгово), но ведь есть ещё и любовный дуэт Елена-профессор, что и потрясает – действительно любовный!!! И есть понимание кожей, отчего все в имении сошли с ума и разленились в присутствии этой женщины, и есть понимание кожей, отчего женский пол всегда был неравнодушен к подагрику профессору, и первый раз за всю историю моих просмотров всяческих Дядь Вань я поверила, что Елена выходила замуж по Любви…

Особая песня – МарьВасильевна. Сухонькая, с прямой спиной аккуратная курсистка 70 лет с брошюркой и говорящими глазищами в пол-лица. Когда нянька говорит про подагрика «старый – что малый – надо, чтобы пожалели», как-то понимаешь, что это про МВ, которой и на сцене в этот момент нет. МВ горда и самостоятельна, и забыта в своём собственном доме, никому не нужна и непреклонна в своих «принципах», но сколько слабости, истинной слабости старого человека, лишённого внимания, в этом финальном «слушайся Александра…» - разрыв сердца.

Очень понравилась концепция ролей Сони и Дяди Вани. Решение, демонстрирующее, что этих людей никто никогда не полюбит. Они хорошие – это все знают. Но жизни, тепла в них нет. Они – рабочие лошади. Соня имеет абсолютно безэмоциональную маску. Сначала недоумение – актриса что-то собирается сегодня на сцене делать? – а потом становится понятно, что Соня решена как человек без внешних проявлений, какие бы эмоции не бушевали внутри – внешне она безнадёжная книжная квакерша, бесцветная не тем, что –некрасива, а тем, что – «не жива». Ваня – чудаковатый болтун, опять же лишённый естественности – он серьёзен, но почти клоунская форма внешнего самовыражения опять таки лишает его любых надежд на заинтересованный взгляд в свою сторону… Это так просто, и так жизненно, так очевидно-безнадёжно, что даже не вызывает боли за них. Просто это так. Есть люди, которых – не лю-бят, и это – навсегда.

А вот Вафля –… «обнять и плакать» (с) – лапа неприкаянная, добрая, смиренная, гордая –живой и тёплый, но – ВАФЛЯ – представьте себе её – раскисшую от воды пресную вафлю – (вот я не знаю, как Завьялов это делает – раскисшую вафлю, но – делает!) – и опять – никто не любит…

Астров – мешковатый, усталый, не-мачо, но каким то непонятным образом – МУЖЧИНА… Это просто надо увидеть – не описать.

Присоединяюсь к Себастьяну – питерцы, москвичи и все, к кому приедет Додин на гастроли - не пропускайте ДВ!

Фото с сайта http://www.mdt-dodin.ru/russian/plays/uncle_vania/index.htm

Небесный город-БН_форум_описание серий
Главная
Архив по фандомам
Обсудить на форуме