Небесный город-БН_форум_описание серий
Главная
Архив по фандомам
Обсудить на форуме

ОбломOFF

по пьесе Михаила Угарова
Театр: Центр драматургии и режиссуры п/р Алексея Казанцева и Михаила Рощина
Режиссер: Михаил Угаров.

Vagabond
15.02.2005

Все же литература – которая великая русская – необычайно щедра на слэш. Обломов и Штольц, к примеру. Та еще парочка :)) На днях я имела возможность в этом убедиться. Будучи на спектакле ОбломOFF в уже ставшем любимым ТЦ СТД. Автор пьесы по мотивам Гончаровского «Обломова» и режиссер – Михаил Угаров. Илья Ильич Обломов – Владимир Скворцов. Андрей Иванович Штольц – Анатолий Белый. Аркадий Михайлович, доктор – Артем Смола.

В пьесе взяты начало и конец романа, которым посвящены соответственно первый и второй акты. Действие завязано на двух любовях :)) ИИ - Ольге Ильинской и Агафье Матвеевне, полярно противоположных женских типажах. Но это лишь «прикрытие». Женщины здесь играют роль подчиненную, роль повода для размышлений о Человеке, роль своего рода психоаналитического фетиша. Такому впечатлению подчиненности способствует и то, что, хоть актрисы и хороши в своем мастерстве, они во многом уступают актерам-мужчинам и по силе игры, и по смысловой наполненности ролей.

ИИ болен. Но его телесные недуги – лишь проявления редкой душевной болезни, которой медицина еще не нашла название. Есть названия только симптомам: адинамия, апатия, социопатия, а болезни в целом – нет. И вот молодой доктор, нахватавшийся прогрессивных медицинских идей, берется его лечить. Основная цель лечения – найти название болезни, поскольку молодой доктор уверен: как только слово будет найдено, болезнь отступит сама собой. Таким образом, ИИ оказывается втянут в «языковые игры», вносящие в интонацию пьесы посмодернистские нотки. В итоге настырный эскулап слово нашел – totus, или целостность, человеческая целостность, человечность как таковая, без специализации – палача новейшего времени. Но вопреки начальному замыслу, пришел к выводу, что болезнь эта несовместима с жизнью. Человек в современном мире выжить не может. Жизнеспособны только политики, ученые, финансисты, подмастерья, курьеры, писатели, кухарки и так далее до бесконечности – то есть частности, части Человека. Поставленный диагноз, хоть и выведет ИИ на время из самого настоящего – физического – паралича, станет для него приговором. Но одновременно и оправданием.

Ну что, грузанула я вас? :)) Это я умею…:)) Спект, на самом деле, смотрится на одном дыхании. Он наполнен юмором, остроумно смешными мизансценами, ну и слэшем, конечно, я ж тут собсно ради него распинаюсь. Обломов и Штольц – Скворцов и Белый – это что-то :)) Простите мне такую банальную фразу, но от них искры летят. И всякие там Ольги Сергеевны – очевидно третьи лишние. Сцена приезда АИ в первом акте бесподобна. Как они обнимаются, м-м-м… К ним еще присоединяется Захар (слуга Обломова), Штольц оказывается зажат между слугой и хозяином, в общем, такой слэшевый гамбургер, что пальчики оближешь :)) Как трогательно они вспоминают детство, лежа на столе. Сколько нежности и душевной близости в отношениях этих двух людей, так отличающихся друг от друга. Боже, а как они дурачатся, поют дуэтом Casta Diva. А в конце… С какой болью Штольц оставляет Обломова доживать отпущенное. Скворцов играет на грани гениальности. Играет большого ребенка, наивного и доброго. Того самого неиспорченного, естественного Человека, который прячется от большого мира под обеденным столом, кутается в Халат, воздевает руки домиком, защищаясь от мельтешащих людей и будоражащих чувств. В Белого я влюбилась :)) Какое умное, тонкое – необыкновенное лицо. Играет одновременно сдержанно и с внутренним огнем. Играет человека энергичного, целеустремленного, глубокого. Говорит с великолепно сделанным немецким акцентом, дополняющим образ. Тысячу раз Браво. Не могу умолчать о докторе. :)) Сказать, что Смола играет так-то и так-то – ничего не сказать. Он не играет, он живет – настолько естественно он выглядит. Все его сцены с Обломовым грустны и смешны одновременно. Амбициозный мальчишка, он пытается испробовать на своем незадачливом пациенте новейшие методы. При этом сам не замечает, как заражается от ИИ его «болезнью». Есть великолепная сцена психоаналитического сеанса. «Сейчас будем работать. Ложитесь. Расслабтесь», - говорит врач больному, и я умираю от хохота. Потом он сам ложится к нему на тот же стол, и они начинают кружить руками в воздухе, пытаясь выудить из подсознания собственные комплексы. Такие жемчужины разбросаны по всему спекту – всего и не перескажешь. Посему я завершаю традиционной рекомендацией: девочки, у кого есть возможность, сходите – это надо видеть.

Наталья

Я наконец (для меня - наконец :)) посмотрела спектакль Михаила Угарова «ОбломOFF». Ожидания мои... не оправдались. Потому что не было ожиданий :)) - не представляла я, что же я увижу. Хорошо, что не стала перечитывать перед спектаклем роман, хорошо, что фильм Михалкова помню очень смутно. Потому что поставленная пьеса, имхо, весьма самостоятельна. Причем я восприняла спектакль не сразу. Сначала было... недоумение, потом заинтересованность, а потом принятие и приятие. Так вот, а увидела я прежде всего историю, человеческую историю (общественно значимые проблемы меня в этот вечер как-то не занимали :)), герой которой сколь обаятелен, столь и безнадежен. Играет Илью Ильича Владимир Скворцов. Играет, по-моему, замечательно. Несмотря на обычно не любимые мною внешние эффекты, даже экзальтацию, которые, имхо, часто скрывают отсутствие сути, он глубоко проникает в своего героя, а герой - в него. В финале звучит почти трагическая нота. И слезы Обломова (и самого Скворцова на поклонах - глубоко спрятанные) и меня тронули до слез.

По-моему, главное достоинство постановки - актерская «ансамблевость». Все молодцы: Артем Смола - доктор, Владимир Панков - Захар, ну и Белый - Штольц :)). (Вагабонд, вы совершенно правы: ему очень «идет» Штольц. :)) И другие герои (в том числе Штольц), опять же имхо, не противопоставляются главному - Обломову, а дополняют, «доигрывают» его тему. И любят его, и зрители его любят.

Несмотря на массу современных изобразительных средств (музыкальных, вербальных) - опять же несмотря на! :)) - история разыгрывается «вневременная», вечная, во «вневременном» пространстве. Во всяком случае, я так ее восприняла. А когда актеры вышли на поклоны и в какой-то момент все сложили руки над головой «домиком» (жест-символ Илюши Обломова «Я в домике!»), я поймала себя на том, что мне хочется ответить им тем же (а зал маленький, и актеры близко-близко, глаза в глаза), так же сложить руки над головой – «Я в домике!» :))

Фото с сайта http://cdr.theatre.ru/performance/oblomoff/

Небесный город-БН_форум_описание серий
Главная
Архив по фандомам
Обсудить на форуме