Небесный город-БН_форум_описание серий
Главная
Архив по фандомам
Обсудить на форуме

Пленные духи

по пьесе братьев Пресняковых.
Театр: Центр драматургии и режиссуры п/р Алексея Казанцева и Михаила Рощина
Режиссер: Владимир Агеев.

Vagabond
23.03.2005

Кто о чем, а шелудивый о бане :) Предупреждаю: моя Белая :) горячка прогрессирует.

В прошлую пятницу была на «Пленных духах». Вопреки мрачным прогнозам Белого играл Белый :)

Братья Пресняковы на сей раз порадовали нас звонкой историей из Серебряного века. В Шахматово к Александру Блоку приезжает Андрей Белый. Посланец-засланец столичного кружка поэтов-символистов требует предъявить Прекрасную Даму, чей воспетый в стихах Блока образ будоражит умы всей прогрессивной поэтической общественности. Надо ли говорить, что никакой Прекрасной Дамы, да и вообще дамы у Александра (в пьесе всех зовут по именам, фамилии ни разу не звучат :)) нет. Мама Саши, чтобы сберечь сыновье реноме, бросается вплавь к находящемуся на другом берегу пруда соседнему имению. В том имении живет химик Дмитрий Иванович, а у него есть дочь Люба (папа называет ее Любаней). Собственно с целью одолжить Любаню и выдать ее за Прекрасную Даму Сашина маман и совершает свой героический заплыв. Химик оказывается покладистым дяденькой, и вот в тот же вечер Любовь Дмитриевна предстает пред очи Андрея, да и Саши – он ведь ее тоже в первый раз видит. В первый… да не в первый. Люба оказывается той самой дамой, которая какое-то время назад мимолетом, сама того не зная, разбудила Сашину Музу, пройдя мимо него по питерской улице. С тех пор Саша то и стал бредить Прекрасной Дамой, ничего не ведая о вполне земной особе, которая так поразила его воображение, и заставляя слугу надевать белое платье и ходить вокруг дома вихляющей походкой дабы подпитывать свое воображение. Так что мамина отчаянная выходка оказалась не ложью во спасение, а самой правдивой правдой. Но с момента прибытия мамы, Саши и Андрея в имение Дмитрия Ивановича и до момента объяснения Саши и Любы прошло время, когда поэт и его пока неопознанная Муза вели себя не вполне адекватно, что и позволило Андрею усомниться в правдивости представленного свидетельства. Оскорбленный до глубины души Андрей вызывает Сашу на дуэль, которая заканчивается без членовредительства по одной простой причине: Дмитрий Иваныч как-то запамятовал, что к пистолетам полагаются пули. Все мирятся, и зритель понимает, что Люба и Саша нашли друг друга и вскорости поженятся, что собсно соответствует исторической правде.

Но сюжет, играющий с реальными и воображаемыми фактами, составляет лишь часть (не самую большую часть) общего очарования спектакля. Режиссерские ходы могут вызвать у придирчивых зрителей много вопросов, хотя есть и откровенно удачные моменты. Но не о них мне хочется сказать. Спектакль держится на блестящих актерских работах. Белый бесподобен и практически безупречен. «Практически» относится к моментам «кривляния», но он настолько талантливо это делает, настолько азартно «играет в игру», актерскую игру, что обнажающаяся в такие моменты технология ремесла не вызывает ничего кроме «Браво!» Толик появляется на сцене в образе Кентавра, выпрыгивает на авансцену с криками «иго-го». В руках у него два чемодана, как и положено путешественнику, одет в костюм, который сам он анонсирует как «красное домино» :) Потом начинается его двухчасовой фееричный бенефис, за время которого он успевает 1) научить всех быть кентаврами, 2) доказать, что кентавр и Анна Каренина – это одно и тоже с точки зрения реализма, так как ни одного, ни другой никто никогда не видел, 3) открыть смысл существования стула в его стремлении к солнцу, 4) влюбиться в Любаню и поцеловать ее, 5) выступить в роли записного бретера в сцене преддуэльной артиллеристской пристрелки, 6) истолковать в символистском ключе танец нанюхавшегося реактивов ассистента Дмитрия Иваныча, 7) убедить Сашу, что нельзя ненавидеть свой божественный талант, даже если приходится платить за него бессонными ночами, страхом, отсутствием «простых человеческих радостей», 8) научить всех умирать и воскресать, быть бессмертными, одним словом. И ни разу не изменила ему интонация, ни одного лишнего жеста, все энергично-сдержанно, филигранно. Ах, Толик, что ты делаешь со мной! :)

Артем Смола-Блок тоже невероятно хорош. Трогательный гениальный ребенок. Багдасаров-Менделеев – чудо. Совершенный реалист – он же имеет дело с законами природы, а не с человеческим духом. Ему эти «символистские штучки» чужды. Но и он гениален и невероятно обаятелен в своем страхе, что его таблицу могут переименовать («у меня тоже свои проблемы: какой-то англичанин оспаривает первенство»).

Все они борются со своей природной, физической, телесной оболочкой, пленившей их дух, их гений. Под «всеми» я имею в виду не только персонажей пьесы, но и актеров :)

Фото с сайта http://www.cdr.theatre.ru

Небесный город-БН_форум_описание серий
Главная
Архив по фандомам
Обсудить на форуме