Небесный город-БН_форум_описание серий
Главная
Архив по фандомам
Обсудить на форуме

Преступление и наказание

по роману Ф.М. Достоевского
Театр: МХТ
Премьера: июнь 2002
Режиссер: Лена Невежина.

Ваг
27.06.2005

Дык вооот, хлебнула я вчера порцию достоевщины :))))

Поняла :): есть Достоевский и есть достоевщина (это словообразование можно применить и ко всем прочим писателям) – то есть сверхконцентрированное присутствие «основных идей» писателя в тексте ли, в экранизациях/постановках ли. Вот, к примеру, Война и мир – это Толстой, а его размышлизмы после эпилога - это толстовщина… :)))

И вчера: где был Достоевский – было хорошо, где достоевщина – не очень.

Спектакль обозначен как «Сочинение к роману». Тема, очевидно, «Образ Раскольникова», поскольку из всех сюжетных линий взята одна – основная: убийство и поиски «убивца». Действие начинается уже после убийства – когда к Роде мать с сестрой приезжают. Дальше по вехам: первый приход Роди и Разумихина к Порфирию Петровичу, Родины полубредовые блуждания по Питеру, разговоры Сони, потом с Порфирием, потом опять с Соней и снова с Порфирием, разговор с матерью и, наконец, признание в содеянном и земной поклон.

Спектакль поставлен очень просто: сценография очень лаконична, да и рассчитано все на маленький зал. Я вообще люблю такие постановки, а в случае с ФМ это тем более уместно - внешние эффекты забивали бы «нервотрепку». Но у таких постановок есть и своя опасность - с большей очевидностью бросается в глаза небезупречность актерских работ.

Блестящих работ две: Порфирий – Андрей Ильин и Сонечка – Елена Панова. Ильин вообще потрясает. В моем сознании до вчерашнего дня существовал один только ПП – Смоктуновский в экранизации. Он там вытворял что-то невероятное. И вот Ильин вчера… Образ следователя – мудрого дурачка-просточка с начиночкой – сложен ведь очень: он и оппонент и «психологический двойник» Роди. Дутая его «простоватость» подчеркивается отлично: то он в домашнем восточном халате на манер Обломова, то изображает бабульку в чепчике и очках (и натурально вяжет какой-то шарф – запутывает Родю, «дело плетет»), то предстает он таким сереньким советским канцелярским работником в берете и с пОртфелем, в котором докУменты. Но вот он появляется в Наполеоновской треуголке – и его фраза «да кто в наше время не метит в Наполеоны» принимает характер не осуждения Роди, а тотальной истины. А как Ильин играет интонациями! – от елейно-вкрадчивых вопросов и глуповатых смешков до умудренного и старческого «голубчик», обращенного к Роде. В общем, я, как говорится, в ауте :))))

Панова (она в Тайге играла жену Ефремова, и еще в нескольких сериалах) – меньше всего я ее могла представить в роли Сонечки, но она справилась отлично. Эта наивность и чистая вера сыграны… без глупости, что тоже очень сложно.

А вот Родя-Цыганов мне не слишком понравился :(((( Он неплохо играет, но как-то… на одной интонации, что ли. А там ведь должно быть восхождение некое, чтоб вот это коленопреклоненное целование земли действительно катарсисом было… А он практически не вызывает эмоций.

Меньше всех мне Разумихин понравился – какой-то грузный (и в прямом смысле тоже), неповоротливые интонации… Не то, в общем, совсем не то…

Ну и, собсно, о достоевщине. Они под конец спекта, уже после последнего разговора с Порфирием, забабахали «сцену с матерью» - очень истерично-слезливую. Аллюзии понятны – Христос и Дева Мария. Но вот как-то… совсем перебор – почему-то концентрированное материнское страдание, простите, раздражает. Возможно, потому что смысла нового не привносит, а «униженность и оскорбленность» и так весь спект застили глаза. В общем, перебрали, они. И вправду, лучшее – враг хорошего.

Весь вечер вчера я пребывала в печали: все-таки многотруден наш ФМ – и мыслями, и словами. Поэтому, рекомендовать настойчиво не могу… Хотя, не все ж веселиться… Но от актерских работ получите удовольствие – это уж непременно :))))))

Фото с сайта http://www.mxat.ru

Небесный город-БН_форум_описание серий
Главная
Архив по фандомам
Обсудить на форуме