Небесный город-БН_форум_описание серий
Главная
Архив по фандомам
Обсудить на форуме

Роман с кокаином

по роману М.Агеева
Театр: Российский академический молодежный театр
Режиссер: Олег Рыбкин.

Айна
02.11.2004

От «Романа с кокаином» в РАМТЕ я просто в восхищении!!!!!! Я все волновалась, что такую книгу передать адекватно невозможно, а режиссер О.Рыбкин (молодой и провинциальный) - смог! Да еще как интересно, разумно и красиво! Ну а сценографическое решение там вообще уникальное! Маленькая сцена (всего 2 зрительских ряда), и белый занавес полукругом до ее середины, сбоку - гимнастический конь с прибитым к нему бронзовым скелетом динозавра, в глубине - дверь, через которую иногда просвечивают силуэты тех, кто за ней стоит. И все это преобразуется то в больничные покои, то в гимназию, то в комнату Вадима... Главное действующее лицо там - главврач (в великолепном исполнении Александра Устюгова). И начинается все с конца: с того, как Вадим приходит в госпиталь, врач посылает его к Буркевицу, чтобы тот оказал ему протекцию для устройства в хорошую психиатрическую санаторию, и тот уносится туда бегом, и через несколько минут санитары привозят его уже бездыханного, отравившегося кокаином... Тут же вбегает комиссар-Буркевиц в кожанке и фуражке, полный раскаяния и волнения: «Где? Где Вадим Масленников?» Главврачу остается только сообщить Буркевицу о его смерти, продемонстрировав тело (кстати, очень классное решение: санитары под печальную классическую музыку вывозят за веревку эдакую конструкцию из скрепленных цепью меж собой медных старинных тазов на колесиках (которые потом станут и санями, где он катался с Зиночкой, и его постелью и т.п.), в каждом из которых сидит, поджав колени, по трупу, накрытому простыней). «Вот Вадим Масленников», - Главврач перед взволнованным Буркевицем откидывает простынь с тела Вадима… Тот плачет.. После чего разнесчастный комиссар-Буркевиц в кожанке и фуражке на все распросы Главврача строго и сурово одергивает его, чтобы не лез с лишними вопросами к нему, наделенному властью чекисту, и уходит дальше заниматься революцией.

Приходит Соня, также плачет над Вадимом, и уже вместе с ней Главврач находит в одежде Вадима монетки и рукопись, и читая ее они вместе воссоздают его жизнь и мысли, и при этом возникают картины-события из прошлого: Старуха-мать перед гимназией, которую Вадим стесняется признать перед богатыми товарищами, сцены в гимназии, съем Зиночки, которую он заразил гонореей, и т.д. Мыслечувства Вадима, те которые настолько сложны, что просто инсценировать их не получится, разбиты на диалоги, в которых за совесть Масленникова ему задают вопросы как правило Главврач и Соня, иногда - Буркевиц и остальные, а он только отвечает, хотя диалоги эти четко основаны прямо на фразах из книги. А сцена первой пробы кокаина проходит за столиком с каким-то древним антикварным нагревательным аппаратом, который стоит перед спектаклем прямо в вестибюле, и его просто ввозят в зал оттуда, процесс «понюхона» подробен и сыгран изумительно! Эту сцену даже критики хвалят. И галлюцинации тоже изображены красиво и... как бы это... минимум средств при максимуме эффекта, в общем, рационально. Например этот «нехудожественный» кусок изложения мысли о соотношениях злых и благих порывов, который столь не понравился своей сухостью мне в книге, разыгран в виде продолжения сцены профессора-Вадима со студентами (теми же товарищами по кокаину), где он их спрашивает «что такое счастье?», «можно ли его достичь без внешнего материального события, толкающего их?», «а если сам процесс труда доставляет радость?»... Они - эти галлюциногенные студенты, которые на самом деле в его голове, либо отвечают, либо не находят ответа... В общем, изумительно!!! А монолог «Вы! Те, которые пытаются возбудить в нас высокие чувства и цели, оставьте нас! И мы тогда останемся серыми, но относительно безобидными!..» (Ну , я в точности как там было не помню, но суть эта...) Вадим произносит в адрес стоящего на пороге революционера-Буркевица - в кожанке, фуражке и с винтовкой. Это очень и очень правильно и логично! Блеск!

А сцена где Вадим трахает проститутку (где важно передать не процесс, а его ощущения!), показана тоже прекрасно: Вадим затаскивает ее за двери, и потом из этих дверей периодически выскакивает с репликой то проститутка – «ой, платье то дай снять!» и т.п., то сам Вадим, с соответствующей интонацией зачитывая прямо по тексту свои ощущения «мокрое лоскутное одеяло, тусклая лампочка, коричневый ее сосок с белыми пупырышками вокруг». Здорово!

И еще очень красивое музыкальное оформление - его режиссер сам подбирал.

Атмосфера книги тоже передана - хорошо и опять же до гениальности рационально!!! Например, вода, кокаин, бумажки из-под него, какой-то песок и прочее дерьмо, которое ненавязчиво по ходу действия сцен, изображающих кокаиновые глюки, так или иначе падает на сцену, в конце концов образует эффект той грязи, где у Вадима прогнили даже носки, и которая так чувствуется когда читаешь книгу...

Даже мой муж сказал, что это лучший «неакадемичный спектакль малой формы», на который я его когда-либо водила, и это при том что за неделю до спекта он всячески бунтовал против «полной депрессухи», на которую я его неизменно таскаю в театр, все требовал «комедии!! комедии хочу!!!».. а тут… от форменной депрессухи - да в таком восторге!

Претензии некоторые есть к исполнителю главной роли - Степану Морозову. Уж не знаю от чего это зависело, что в начале спекта он был воплощением мужской сексапильности и играл отлично, а потом почему-то и внешне стал казаться хуже, и в игре «поплыл»: например, сцены гета с Соней были убедительны только со стороны Сони (Ирина Низина), стал часто запинаться-заикаться и важные смысловые вещи не очень выделял в речи.

Ну режиссерские огрехи некоторые тоже были, но мелкие... Например, удивительная сцена из книги, где Вадим ломится в двери, а читатель до последнего думает, что тот ломится к матери просить прощения, пока не оказывается что он ломился к наркодельцу за новой дозой, там сделана так, что изначально понятно, что Вадим ломится к наркодельцу... это вот они зря... такой эффект пропал!)

Но в целом - на грани гениальности!!! Критики осуждают Олега Рыбкина за то, что этот «Роман с кокаином» по сути ничем не отличается его же более раннего великолепного спекта по Набокову, поставленного им кажется в Новосибирске, но поскольку я-то новосибирского спекта не видела, для меня этот Кокаин стал просто откровением.

В общем, сходите, кто может! Всем очень настоятельно рекомендую!!!! Любители РАМТа, вы на правильном пути :-)))

Фото с сайта http://www.ramt.ru

Небесный город-БН_форум_описание серий
Главная
Архив по фандомам
Обсудить на форуме