Небесный город-БН_форум_описание серий
Главная
Архив по фандомам
Обсудить на форуме

Осада

по пьесе Е.Гришковца
Театр: МХТ
Премьера: октябрь 2003
Режиссер: Евгений Гришковец

Айна
20.03.2005

Можете себе представить спект, у которого эпиграфом в программке написано: «Те, кто придут посмотреть нашу «Осаду», увидят прекрасных, азартных актеров, изящную современную сценографию, послушают чудесную живую музыку»? Докатились в общем: реклама МХАТовского спекта в программке аналогична рекламе дешевых ресторанов :(( Ну и сам спект представляет собой в принципе действительно хорошо поставленный, но совершенно дешевый и мелкобуржуазный тип веселухи: косноязычные (это фирменный стиль Гришковца) байки недалекого ветерана (видимо, Чечни), считающего что молодежь их - мудрых таких - не понимает, слушаемые таким же недалеким и уставшим от этих баек юношей; перемежающиеся с изображением сцен осады крепости древними греками, одни из которых комически не понимают «сложных» слов маленького интеллектуала (слов типа «толерантность», «катастрофическое», «эзотерическое»), причем героизм и тех и других представлен в комическом виде (чем солдат глупее и примитивнее, тем он храбрее). В общем, героизм обсмеян, «миру мир, нет войне», и этот тотальный стеб надо всем и вся на сцене меня уже достал.

Потом постепенно оказывается, что древнегреческие мифы - и об Авдиевых конюшнях, и о Сизифовом камне - это такие же ветеранские байки этого самого ветерана Чечни, (а слушающий его юноша понятно что ему не верит), и постепенно оказывается, что этот самый ветеран вроде бы Чечни является на самом деле ветераном троянской битвы, причем Одиссеем, и со стыдом сознается: «..ну... если б мы знали, что потом будет так... ну.. ты понимаешь...» (тут он путается, запинается и не находит слов, но зрителю понятно что ему стыдно), «это ж мы из-за меня так победили… это ж я коня этого придумал» (со стыдом), «а они же коней любят, они его взяли...» (в общем, стыдно ему за содеянную подлую и неправедную победу)... И это мне понравилось, это довольно мило, но это только в самом конце, и опять же в такой нарочито народной, с эффектом кухонной откровенности, в общем, очень популистской форме, что мне совсем не нравится.

Да нет, в принципе эта невнятная солдатская речь малообразованного человека, который не может найти себя в мирной жизни и потому кутается, как в шинель, в свои боевые воспоминания - это весьма понятно и жизненно, но тут приходится этот однообразный комичный монолог слушать довольно долго, и это утомляет, хотя подозреваю, что мужики над этим могут смеяться гораздо дольше, чем женщины.

А сейчас я перечислю то немногое, что мне понравилось в этом действе: периодически звучит действительно красивая псевдодревнегреческая музыка, древние греки читают по пергаменту стихи на древнегреческом языке (эта сцена была нужна чтобы показать, какое представление имеет ветеран Чечни о том, «вот какие раньше люди были! не то что сейчас молодежь пошла!»), на сцену иногда выходит «богиня» и очень красиво (даже удивительно красиво для простой актрисы) поет на странном языке, в котором угадываются славянские корни, кажется, болгарском, она же приносит стрелу убитому воину, изображая его смерть на войне, и этого недотепу-вояку становится очень жалко, ведь минуту назад он писал письмо домой, такое же косноязычное и корявое, как вся их речь, но трогательное. Декорация тоже красивая, песочница с мачтой и флагштоком, облака, развешенные на бельевой веревочке, море в виде двух выпиленных лобзиком волновых крашеных досок с волновым орнаментом типа меандра, древнегреческий портик, только не мраморный а деревянный, понарошковый, кусок синей материи как небо со звездами – как бы осада вся игровая, детская :)) Периодически на сцене под эту музыку появляется умненького и интеллигентного вида Икар в рубашечке и жилеточке, надевает очки, раскладывает чертежи и долго и увлеченно проектирует себе крылья, надевает их и совершает очередную безуспешную попытку взлететь – эти сцены с Икаром довольно однообразны, но на такие вещи можно смотреть долго.

В конце молодой юноша, весь спект слушавший ветеранские байки и не знавший как от него отделаться, говорит залу, таким же косноязычным языком говорит, что услышал сегодня по радио об изобретателях, кажется, дельтаплана: «…до них многие пытались, но ни у кого не получалось, а у этих получилось», - удивленно так, но с едва заметным уважением, как о таких вещах обычно молодежь и отзывается....

Вот такая вот «Осада». Мысли-то там есть, но на целый спект их явно не хватает, и форма их изложения уж очень «аншлаговского» пошиба.

Фото с сайта http://www.mxat.ru/performance/osada

Небесный город-БН_форум_описание серий
Главная
Архив по фандомам
Обсудить на форуме